Почему мы дискриминируем детей, даже не замечая этого. Время чтения: 5 мин. «Ты ещё маленький! Тебе нельзя!» — эту фразу можно часто услышать от родителей. Чаще всего она звучит, когда они пытаются объяснить, что знают лучше. Наш блогер, директор демократической школы Нос Виктор Цатрян, рассказывает, как мы дискриминируем детей, не замечая этого. Дискриминация может быть незаметной. Когда-то казалось нормальным дискриминировать женщин, гомосексуалистов, чернокожих, инвалидов, крепостных, евреев, рабов, представителей низших рас -
пожиратель душ.
Сейчас все, кто может отнести себя к любой из перечисленных групп, имеют возможность по крайней мере заявлять о своих правах, а дискриминация людей по возрасту (эйджизм) по-прежнему кажется нам естественной. Общество продолжает по-особенному относиться к старикам и детям. Особенно к детям. Дискриминация проявляется по-разному, часто без злого умысла или даже с добрыми намерениями. Условно её можно разделить на десять уровней от самых простых или фундаментальных проявлений до насилия. Мы и они. Дискриминация начинается там, где мы выделяем детей в отдельную группу. Когда взрослый, который сам был ребёнком, говорит: «Я знаю детей.
Они тонко чувствующие или увлекающиеся, или жадные до познания». Как правило, не совсем понятно, почему эти качества приписываются всем детям и почему именно детям, а не людям вообще. Принципиально здесь, что дети — это всегда «они». Теория возрастов. Эйджизм проявляется тогда, когда мы объясняем действия, настроение и реакции человека не особенностями личности или конкретными обстоятельствами, а его возрастом. В педагогике популярна теория развития личности Жана Пиаже, определяющая, в каком возрасте чему лучше учить ребёнка.